Может ли кто-нибудь написать что-нибудь вроде Корана?
Коран уникален не только в том, как он представляет свой предмет, но также в том, что он сам по себе является чудом. Под словом «чудо», мы имеем в виде совершение сверхъестественного или экстраординарного события, которое не может быть повторено людьми. Сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, призывал арабов сочинить литературный труд того же калибра, что и Коран, но они не могли сделать это, несмотря на их знаменитые красноречие и литературные способности. Вызов воспроизвести Коран был представлен арабам и человечеству в три этапа:
Весь Коран
В Коране Бог повелевает Пророку ﷺ бросить вызов всему творению, предложив им сочинить книгу подобную Корану:
«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (Благородный Коран 17:88)
Десять сур
Затем, Бог бросил вызов, который может показаться более легким, призывая тех, кто отрицает его божественное происхождение, создать десять сур Корана:
«Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду»». (Благородный Коран 11:13)
Одна сура
Этот последний вызов заключался в том, чтобы сочинить хотя бы одну суру, подобную тем, что есть в Коране, чья самая короткая сура, Аль-Каусар, состоит всего из трех аятов:
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Благородный Коран 2:23)
Эти вызовы были не просто пустыми словами, о которых никто не заботился, чтобы доказать, что они неправильны. Призыв Пророка Мухаммада ﷺ к единобожию, упразднению идолопоклонства во всех его формах и к равенству рабов и их хозяев угрожал всей социально-экономической структуре общества Мекки в целом и положению правящего племени курайшитов, из которого происходит Пророк ﷺ, в частности.
Мекка торговый центр Аравии, а также ее духовный центр, отчаянно хотела остановить распространение Ислама. Но все, что должны были сделать противники Пророка ﷺ, чтобы сокрушить движение, заключалось лишь в том, чтобы составить одну суру, подобную любой из тех, которые Пророк и его последователи читали людям. Несколько курайшитских ораторов и поэтов пытались подражать Корану, но они потерпели неудачу.
Затем они прибегли к тому, чтобы предложить ему огромное богатство, положение царя над ними и самых благородных и красивых женщин в обмен на его обещание прекратить призывать людей к Исламу. Он ﷺ ответил им читая первые тринадцать аятов суры Аль-Фуссилат, пока они не попросили его остановиться.[1]
Курайшиты также прибегли к пыткам своих рабов и родственников, принявших Ислам, в тщетной попытке заставить их вернуться к язычеству. Позже они организовали экономический бойкот против Пророка ﷺ, его последователей и членов его клана, Бану Хашим, в попытке заморить их голодом. Но даже этот план в конечном итоге провалился. Наконец, они замышляли убить его в своем доме, отправив вооружённых молодых людей из каждого клана курайшитов, чтобы вина за его убийство легла на все кланы, сделав невозможным возмездие со стороны клана Пророка ﷺ.
Однако Бог позволил Пророку ﷺ и его последователям переселиться из Мекки и присоединиться к новой группе новообращенных, которая возникла среди племен города на севере, называемого Ясриб.
Ислам быстро распространился среди кланов Ясриба, и через год мусульмане стали большинством города. Затем Пророк Мухаммад ﷺ стал правителем, и название города было изменено на Мадинатун-Наби (Город Пророка), которое затем было сокращено до «Медины». В течение следующих восьми лет кланы Мекки и соседних земель провели серию неудачных военных походов против нового мусульманского государства в Медине, что закончилось приходом мусульман в саму Мекку.
Всего этого кровопролития можно было избежать, если бы только курайшиты и их союзники смогли создать всего лишь три строчки поэзии или прозы, похожих на самую краткую главу Корана. Следовательно, не может быть никаких сомнений в неподражаемости литературного стиля Корана, в чуде его рифмы и дивности его ритма.
Было высказано предположение, что неповторимость Корана не обязательно уникальна, поскольку великие английские поэты, такие как Шекспир, Чосер, или великие поэты, писавшие на любом языке, как правило, имеют совершенно уникальные стили, которые отличают их от современников. Однако, если, например, какой-то ведущий поэт сегодня провел бы углубленное изучение сочинений Шекспира и написал бы сонет в стиле Шекспира, старыми чернилами и на старой бумаге, а затем заявил бы, что он обнаружил потерянное стихотворение Шекспира, литературный мир, вероятно, согласился бы с этим утверждением, даже после тщательного изучения.
Таким образом, даже величайшим поэтам можно было подражать, независимо от того, насколько уникален их стиль, так же, как подражали известным художникам. [На самом деле, многие английские ученые считают, что значительная часть из того, что приписано Шекспиру, было написано его современником, Кристофером Марлоу.] Однако Коран намного выше этого уровня, поскольку попытки подделать суры предпринимались на протяжении веков, но ни одна не выдержала тщательного изучения. И, как уже упоминалось ранее, стимул подражать Корану был гораздо более интенсивным во времена его ниспослания, когда литературные навыки были на высоте, чем в любой другой момент, однако, ни одна попытка не оказалась успешной.