Что немусульманские ученые говорили о пророке Мухаммеде
В истории человечества многие великие люди оставили свой яркий след. От политиков, таких как Джон Ф. Кеннеди, до изобретателей, таких как Александр Грэм Белл; все мы знаем такие имена, как Исаак Ньютон и Уильям Шекспир; список можно продолжать бесконечно. Мы извлекаем из их жизни уроки, восхищаясь их сильными сторонами, и порой даже стремимся достичь, хотя бы отчасти, того влияния на общество, которое оказали они.
Однако для мусульман достойнейшими образцами для подражания являются пророки, посланные Всемогущим Богом. Эти благородные люди прошли через тяжёлые испытания и выстояли во времена больших трудностей, чтобы донести до людей послание о необходимости подчинения воле Одного Бога. Высочайший из посланников среди людей — Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — человек, известный мусульманам как последний посланник Бога и «печать» всех пророков.
Не только мусульмане признают значение его личности. Майкл Х. Харт, американский астрофизик и историк, назвал Пророка Мухаммада ﷺ самым влиятельным человеком, который когда-либо жил на земле. В своем знаменитом Рейтинге самых влиятельных людей в истории Майкл Харт объясняет причину столь высокой оценки тем, что Мухаммад ﷺ достиг наивысшего успеха в своей деятельности как на светском, так и на религиозном уровнях. Это привело исследователя к выводу о том, что Пророка Мухаммада ﷺ можно считать самой влиятельной фигурой в истории человечества.
Итак, давайте посмотрим, почему этот человек так высоко оценен людьми других конфессий?
И среди множества его ﷺ выдающихся качеств мы рассмотрим лишь некоторые, которые резонируют с чертами других видных исторических фигур.
Лидерство
Пророк Мухаммад ﷺ был не только религиозным лидером, но также и политическим, и общественным. Комментируя его ﷺ многогранные роли, американский психоаналитик Жюль Массерман отметил, что Мухаммад ﷺ был истинным лидером, так как сочетал в себе три важные особенности:
- Заботу о своих последователях;
- Поддержание такой формы организации которая дает людям чувство безопасности;
- Следование целостному набору убеждений.
Он ясно дал понять своим последователям, что лидерство не ограничено узким кругом избранных. В действительности, каждый человек наделен определенной формой власти и влияния. Таким образом, каждый человек должен стремиться самостоятельно воспроизводить высокие лидерские качества, которые заложены в нём.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Все вы — пастухи и ответственны за свою паству. Имамы являются предводителями и несут ответственность за тех, кто находится в их подчинении. Мужчина является главой своей семьи и несет за нее ответственность. Жена является хранительницей очага в доме своего мужа и несет ответственность (за детей). Слуга несет ответственность за имущество своего хозяина. Таким образом, все вы являетесь ответственными за тех, кто находится под вашим управлением». [Аль-Албани]
Справедливость
Пророк Мухаммад ﷺ был известен своей справедливостью и беспристрастностью. Комментируя эти черты, американский писатель, биограф и историк Вашингтон Ирвинг отмечал:
Он был справедлив в личных отношениях. Одинаково обращался он с друзьями и с чужими, богатыми и бедными, сильными и слабыми и был любим простыми людьми за учтивость, с которой он принимал и слушал их жалобы.
Это непреклонное чувство справедливости проявлялось в его ﷺ готовности следовать закону даже в отношении тех, кто был ближе всех к нему. Никто не может быть ближе к человеку, чем он сам.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
Простите того, кто вас притесняет, присоединитесь к тому, кто вас удерживает, делайте добро тому, кто плохо относится к вам и говорит правду, даже если это будет свидетельство против вас. [Ахмад]
Он ﷺ учил справедливости в отношении любого человека, особенно подчеркивая важность избегания фаворитизма по происхождению (роду, расе). В одной из своих последних проповедей Пророк ﷺ сказал:
«У арабов нет превосходства над неарабами, как у неарабов нет никакого превосходства над арабами; также белый не имеет превосходства над черным, а черный не имеет никакого превосходства над белым, кроме как в благочестии и добром нраве». [Ахмад]
Дух справедливости является основополагающим элементом Исламской этики, и Коран говорит об этом:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». [Благородный Коран 4:135]
Этот аят начертан у входа в Гарвардскую школу права. Эти слова — хороший пример справедливости, воплощенный через послание Пророка Мухаммада ﷺ.
Характер и Манеры
По собственному признанию Пророка Мухаммада ﷺ:
«Я был послан для усовершенствования нравов». [Аль-Албани]
Он ﷺ на протяжении жизни демонстрировал это своими манерами, никогда не замеченный в грубости или громко кричащим, но всегда проявлявший доброту ко всем — даже к тем, кто плохо о нем говорил.
Эти качества, по сути, являются основными и играют большое значение в религиозной практике Ислама. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«На Весах (дел) ничто не будет тяжелее благого нрава. Воистину, обладатель благого нрава достигнет с ним степени постящегося и совершающего молитвы». [Тирмизи]
Его благой нрав был очевиден каждому, и тем вызвал восхищение у одного из величайших личностей в современной истории. Познакомившись с наследием Пророка Мухаммада ﷺ, знаменитый индийский мыслитель и активист Махатма Ганди сказал:
… Я пришёл к убеждению, что не мечом занял ислам своё место в устройстве жизни тех дней. Дело было в строгой простоте, абсолютной скромности пророка Мухаммада, его добросовестном отношении к своим обещаниям, глубокой преданности друзьям и сподвижникам, неустрашимости, бесстрашии, абсолютной вере в Бога и в свою миссию. Именно это — не меч! – двигало их вперёд и помогало преодолевать все препятствия. [МОЛОДАЯ ИНДИЯ #8, 1924]
Добавим к этому слова Уильяма Монтгомери Уотта, шотландского профессора, историка, арабиста и автора работ по Исламу, который писал:
Его готовность подвергнуться преследованиям за свою веру, высокоморальный характер людей, веривших в него и почитавших его как лидера, и величие его итоговых достижений — все это говорит о его фундаментальной честности. Предположения о том, что Мухаммад – самозванец, вызовет больше вопросов, чем даст ответов. Более того, ни один из великих деятелей истории не оценивается так плохо на Западе, как Мухаммад. (Мухаммад в Мекке, Оксфорд, 1953, стр. 52)
Его ﷺ великое наследие
Нерушимость наследия Пророка Мухаммада ﷺ подтверждается уже тем, что сегодня Ислам является самой быстрорастущей религией в мире, насчитывающей уже почти 2 миллиарда мусульман. Комментируя универсальную природу его ﷺ влияния, известный южноафриканский борец за свободу, покойный Нельсон Мандела, заметил, что Пророк Мухаммад ﷺ был
…уникальным религиозным лидером, влияние которого продолжает распространяться практически во всех частях мира и на все нации.
Что вы откроете для себя?
Поскольку все больше и больше людей занимаются самостоятельным изучением жизни Пророка Мухаммада ﷺ, они узнают правду о его истории, его характере и благородных качествах; их глаза открыты реальности уникальной природы этого великого человека ﷺ и его влияния на всё человечество.
Французский писатель, историк и политический деятель Альфонса де Ламартин писал:
…Философ, оратор, апостол, законодатель, воин, покоритель умов, реставратор рациональных догм, культа без изображений, основатель двадцати земных и одной духовной империи – это Мухаммад. Что же касается всех стандартов, которыми можно измерить величие человека, мы вполне можем задаться вопросом: жил ли когда-либо человек более великий, чем он?
Столь большое число великих личностей, высоко отозвавшихся о нем ﷺ, делает очевидным, что вы сумеете извлечь много поучительного в результате личного и непредвзятого исследования. Вопрос в том: а что Вы откроете о человеке, которого Джордж Бернард Шоу назвал «Спасителем человечества»?