К сожалению, предрассудки и несправедливость, которые преследовали человечество на протяжении всей истории, продолжают существовать и ведут к невыносимым человеческим страданиям. Именно в этом контексте вопрос прав человека особенно уместен.
Что представляют собой права человека? Можем ли мы прийти к общему пониманию этих прав и свобод и тем самым обеспечить их универсальное гарантированное соблюдение для каждого члена общества? Эти вопросы стали предметным содержанием исторических документов, таких как Великая хартия вольностей, Французская декларация прав человека, Американский билль о правах и Женевская конвенция.
Также эти вопросы адресованы человечеству различными религиозными традициями. Исламская модель прав человека в особенности поражает своей строгостью, своим видением и релевантностью нашему времени.
Ценность сделанного Исламом вклада в развитие прав человек лучше всего заметна в масштабах мировой истории, но особенно актуально это в наше время. Социальное, расовое, гендерное и религиозное неравенство продолжают существовать. Экономические и социальные диспропорции привели к угнетению низших классов; расовые предрассудки были причиной покорения и порабощения людей с более темной кожей; положение женщин было отягощено шовинистическими взглядами, а распространявшиеся все шире взгляды о религиозном превосходстве привели к масштабным преследованиям людей различных вероубеждений.
Рассматривая вопрос о правах человека и Исламе, важно отличать божественно предписанные права человека в Исламе от возможных неправильно истолкованных и, как следствие, неправильно реализуемых прав и практик, применяемых несовершенными людьми. Подобно тому, как западные общества по-прежнему борются против расизма и дискриминации, многие мусульманские общества борются за полное осуществление прав, предписанных в Исламе.
Права человека в Исламе — это Божественный порядок
Отличительной чертой прав человека в Исламе является их естественная реализация в случае широкой религиозной практики, отражающейся на поступках и социальном поведении людей, так как, по мнению мусульман, законы Ислама являются божественными. Благородный Коран говорит:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание.» [Благородный Коран 16:90]
Достоинство и равенство
Права человека в Исламе опираются на два основополагающих принципа: достоинство и равенство. Достоинство — это фундаментальное право каждого человека, присущее уже в силу его или ее принадлежности к человеческому роду. Благородный Коран говорит:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями.» [Благородный Коран 17:70]
Что касается равенства, Коран ясно говорит:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.» [Благородный Коран 49:13]
Поэтому, одного человека от другого в глазах Аллаха отличает лишь его благочестие и страх перед Ним.
Разнообразие человечества, выраженное во множестве рас и этнических групп, является свидетельством величия и мудрости Бога. Поэтому расовое превосходство и дискриминация запрещены в Исламе и противоречат его сущности. Эта концепция проиллюстрирована в следующей пророческой традиции:
«Ни один араб не имеет какого-либо превосходства над неарабом, и неараб не имеет превосходства над арабами. У белого человека нет никакого превосходства над черным человеком, равно как у черного человека нет какого-либо превосходства над белым человеком. Вы все дети Адама, и Адам был создан из праха земли».
Равенство женщин
Как творение Бога женщина имеет те же духовные права, что и мужчина; она вознаграждается за ее молитвенные и благотворительные акты, и её деяния в этой жизни, будь они хорошие или плохие, также учитываются. Благородный Коран говорит:
«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке.» [Благородный Коран 4:124]
И мужчины, и женщины несут ответственность перед своими семьями и сообществами, как ясно вытекает из следующего аята:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах —Могущественный, Мудрый.» [Благородный Коран 9:71]
В соответствии с законами Ислама женщины имеют право владеть имуществом и предприятиями, заниматься финансовыми операциями, голосовать, получать наследство, получать образование и участвовать в юридических и политических делах. Тот факт, что некоторые мусульманские общества не всегда предоставляют женщинам все эти свободы, является примером того, как люди могут не полностью реализовать Божественную Волю.
Право на жизнь и безопасность
Основное право, которое должно быть обеспечено каждому человеку, — это право на жизнь. Благородный Коран признает это право, как указано в следующем аяте:
«Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права.» [Благородный Коран 17:33]
«По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям.» [Благородный Коран 5:32]
В Исламе жизнь — это святое доверение Бога и самое основное право человека. Никому не разрешается брать жизнь другого, если только это не относится к правосудию, находящемуся в ведении компетентного суда в соответствии с надлежащей правовой процедурой.
Люди не только имеют право не пострадать, но имеют право на защиту от вреда, физического или иного. Например, согласно Исламскому праву, люди несут юридическую ответственность за то, что они не защитили слепого человека от смерти в результате опасного падения, если были в состоянии спасти его.
Даже во время войны Ислам предписывает воину хорошо относится к врагу на поле битвы. В любом случае вражеские солдаты и военнопленные не должны подвергаться пыткам или искалечению. Ислам также проводит четкую линию различия между держащими оружие воинами и не участвующим в битве мирным населением. Что касается гражданских лиц, будь то женщины, дети, пожилые люди, больные и т.д., указания Пророка ﷺ следующие:
«Не убивайте пожилого человека, ребенка, или какой-либо женщины»
«Не убивайте монахов в монастырях».
Во время войны Пророк увидел тело убитой женщины, лежащей на земле, и сказал: «Она не сражалась. Зачем тогда они убили ее?»
Поэтому гражданское население имеет право на жизнь, даже если их страна воюет с исламской страной.
Свобода вероисповедания
Вопреки распространенным заблуждениям, подлинное исламское правление обязано не только дозволять, но и уважать разнообразие в обществе. Таким образом, немусульманам на исламской территории разрешается совершать свои богослужения в соответствии с их религией.
Пока Испания находилась под властью мусульман, город Кордова считался интеллектуальным центром Европы, куда студенты отправлялись изучать философию, науку и медицину под руководством мусульманских, еврейских и христианских ученых.
«Это богатое и сложное общество терпимо относилось к другим религиям; когда толерантность была неизвестна в остальной части Европы … В мусульманской Испании тысячи евреев и христиан жили в мире и согласии, пользуясь покровительством мусульманских правителей». [Burke, 1985, p. 38]
Мусульманин имеет цельный характер и справедливо относится к каждому человеку, независимо от его этнического, национального или религиозного происхождения; другом он является или врагом. Благородный Коран говорит:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». [Благородный Коран 5:8]
«Чувство справедливости, которое присутствует в исламе, является одним из самых замечательных идеалов ислама, потому что, как я нахожу в Коране, эти динамические принципы жизни, присутствуют не как нечто мистическое, а как практическая этика повседневного поведения, которая подходит для всего мира». [Лекции «Идеалы ислама» Сароджини Найду, Мадрас, 1918, с. 167]
Права и взаимная ответственность
Из вышеприведенного обсуждения становится ясно, что исламское право наделило людей полномочиями в выполнении их конкретных ролей в качестве супругов, родителей, детей, родственников, соседей, друзей и даже врагов.
Распределяя права и обязанности, Ислам учитывает социальные, расовые, гендерные и религиозные аспекты, беспокоящие наше глобальное сообщество. Действительно, модель прав и взаимных обязанностей, закрепленная в исламе, обладает огромным потенциалом для индивидуальных и социальных реформ в мире.