Саморазвитие
Слово «мораль» происходит от латинского слова «моралитас», означающего «принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения». Мораль обычно относится к кодексу поведения, который человек, группа или общество принимают за стандарт, разграничивающий что правильно, а что нет. Подобный «идеальный» кодекс поведения часто поддерживается и предпочитается иным альтернативам.
Ислам как всеобъемлющий феномен включает в себя и всеобъемлющую систему морали, которая является весьма важной составляющей. Мы живем в эпоху, когда добро и зло часто рассматриваются как понятия относительные. Ислам, однако, считает, что моральные нормы не являются относительными, и вместо этого задает универсальный стандарт, согласно которому действия могут считаться моральными или аморальными.
Исламская система морали поражает тем, что она не только определяет моральные нормы, но и указывает как их достичь, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Основные принципы исламской морали
Исламская нравственная система опирается на основополагающее вероучение в Единого Бога как Создателя и Вседержителя. Ислам рассматривает человеческую расу как часть Божьего творения и как Его подданных.
С точки зрения Ислама, цель человеческой жизни состоит в том, чтобы поклоняться Богу, ведя эту мирскую жизнь в гармонии с Божественной Волей и тем самым достигая мира в этой жизни и вечного успеха в жизни следующей. Мусульмане имеют Досточтимый Коран и Традицию Пророка в качестве своих моральных наставников.
В Священном Коране говорится:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». [Благородный Коран 2:177]
Этот аят подчеркивает исламскую позицию, что праведность и благочестие основаны, прежде всего, на истинной и искренней вере. Ключом к добродетели и правильному поведению является сильная личная связь с Богом, который видит все, во всякое время и всюду. Он знает секреты сердец и намерения всех действий. Поэтому Ислам предписывает нравственное поведение при любых обстоятельствах; Бог знает истину о каждом, чего не знает никто другой. Вероятно, можно обмануть весь мир, но невозможно обмануть Творца.
Любовь и непрерывающаяся вера в Бога и в Судный День позволяют человеку быть нравственным в своём поведении и искренним в своих намерениях, преданным Богу и самоотверженным.
В Досточтимом Коране также говорится:
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.»» [Благородный Коран 7:33]
Интересно, что Коран указывает на «совершение грехов и бесчинства (посягательства) без права на то». Это показатель Божьего благословения, дарованного каждому человеку врожденного чувства морали. Природное ощущение морали, когда оно не нарушено семьей или обществом, является внутренним компасом, ведущим людей к достойным похвалы актам добродетели. Ислам стремится укрепить и усилить внутреннее ощущение морали в каждом человеке и украсить его характер самыми благородными добродетелями.
Поэтому исламские моральные принципы естественным образом апеллируют к человеческому разуму, одновременно доводя стремление к морали до уровня поклонения. Это связано с тем, что всякое действие человека, направленное на достижение Божьего довольства, Ислам признает актом поклонения.
Мораль и индивидуальность
Руководящим принципом в поведении мусульманина является то, что Коран называет Аль-Амаль Ассалих или добродетельные дела. Это понятие охватывает все дела человека, а не только исполнение религиозных обрядов.
Наиболее значимыми чертам характера, которыми должен обладать мусульманин, являются благочестие, смирение и глубокое чувство ответственности перед Богом. Ожидается, что мусульманин будет смиренным перед Богом и скромным с другими людьми. Ислам также предписывает каждому мусульманину контролировать свои страсти и желания.
Ислам предостерегает от тщеславия и чрезмерной привязанности к эфемерным удовольствиям этого мира. Несмотря на то, что материальный мир легко наполняет наши сердца, Ислам призывает людей удерживать Бога в своих сердцах и использовать материальные блага в меру и в соответствии с руководством Бога. В Досточтимом Коране говорится:
«…в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем». [Благородный Коран 26:88-89]
Благотворительность является одним из самых похвальных деяний в Исламе. И мы знаем, что Закят, ежегодное пожертвование, которое обязательно для каждого мусульманина, накопившего богатства свыше определенного объема, является одним из столпов ислама.
Благодарность в достатке, терпение в невзгодах и мужество отстаивать правду, даже когда это невыгодно для себя, — вот лишь некоторые из качеств, которые следует развивать в себе каждому мусульманину.
Мораль и общество
Как для человека, так и для общества мораль является одним из основных источников силы, точно так же, как безнравственность является одной из основных причин упадка. Помимо уважения прав человека в рамках всеобъемлющего Исламского учения, Ислам также заботится о моральным здоровьем общества.
Таким образом, все, что ведет к благополучию личности и общества, считается морально хорошим в Исламе, а все, что вредит, является морально плохим.
Учитывая значение морали для становления здорового и справедливого общества, Ислам поддерживает моральность и все, что приводит к укреплению нравственности, но препятствует разложению и тому, что приводит к распространению безнравственности. Вопрос преступлений и запретов в Исламе следует рассматривать в этом контексте.
Вывод
Мораль в Исламе охватывает всякий аспект жизни мусульманина, от слова приветствия до международных отношений. Исламский моральный кодекс универсален по своему охвату и по своей применимости.
Ожидается, что всякий мусульманин будет не только добродетелен сам, но и станет предписывать добродетель другим. Он/она должны не только воздерживаться от зла и порока, но также активно способствовать своим примером и действиями, чтобы другие люди избегали этого. Другими словами, мусульмане должны быть не только морально здоровыми сами, но и способствовать моральному оздоровлению общества в целом.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) резюмировал нормы поведение мусульманина, сказав:
«Мой Господь велел мне придерживаться девяти вещей: оставаться богобоязненным как наедине с собой, так и на людях, говорить справедливо как в гневе, так и довольстве, быть сдержанным как с богатыми, так и с бедными, восстанавливать дружеские связи с теми, кто порвал их со мной, одаривать того, кто отказывает мне, размышлять, когда я молчу, стараться увещевать людей и велеть им то, что является правильным».