Краеугольным камнем христианской веры является вера в то, что Иисус (мир ему) пришел, чтобы умереть смертью, которая искупает все грехи человечества.
Хотя можно спорить о факте смерти Иисуса (мир ему) на кресте, основываясь на сообщениях Евангелия, с точки зрения мусульман это не так уж и важно. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, Коран отвергает само понятие «смерть на кресте» вообще. Он решительно относится к этому вопросу:
“И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью).” [Благородный Коран 4:157]
Во-вторых, в Евангелии говорится, что Иисус (мир ему) оказался на кресте. Независимо от того, является ли рассказ, приведенный в Евангелиях, подлинным, является фактом, что в первые несколько веков христианства не все христиане верили в распятие Иисуса (мир ему) или его искупительную смерть как средство спасения. Даже сегодня, основываясь на сообщениях Евангелия, многие люди утверждают, что Иисус (мир ему) просто висел на кресте, но на самом деле не умер. Многие мусульмане подхватили эту версию.
Мы не считаем, что это правильный подход для мусульман. Скорее, правильный путь заключается в том, чтобы сказать, что даже если в Евангелии говорится, что Иисус (мир ему) был распят, мы не согласны с этим, потому что с точки зрения мусульман, Коран является окончательным откровением от Бога, и он говорит нам об обратном. Поскольку Бог знает всю правду, Он обучил правильной позиции по этому и другим вопросам Мухаммада ﷺ через откровение. Обратите внимание, что в исламском богословии сегодняшняя Библия не считается 100% достоверной, и поэтому сообщение Евангелия не принимается по умолчанию.
Но, наконец, реальный вопрос, который следует задать, заключается в следующем: если бы главная миссия Иисуса (мир ему) заключалась в том, чтобы умереть для искупления наших грехов, тогда должно быть множество подробностей и учение от самого Иисуса (мир ему) относительно этого вопроса. Но мы не знаем ни одного ясного заявления от него, которое бы явно и недвусмысленно говорило, что его миссия заключалась в том, чтобы умереть искупительной и искупление за грехи человечества и что мы ДОЛЖНЫ верить в его смерть и воскресение, чтобы спастись.
Часто цитируются следующие слова, приписанные Иисусу (мир ему):
“Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.” (Мтф 20:28)
Мы не видим, как этот стих учит идее смерти за наши грехи и искуплению. В лучшем случае Иисус (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что он готов отдать свою жизнь за своих последователей и за свое дело. Готовность жертвовать своей жизнью ради высшей причины — это не что-то лишь уникальное для Иисуса (мир ему). Мы видим, что многие пророки в Библии сильно страдали (например, Авраам), а некоторые даже отдали свои жизни (например, Иоанн Креститель) за свою миссию.
То же самое верно для Пророка Мухаммада ﷺ. Во время визита в Таиф, куда он пошел приглашать людей в Ислам, люди Таифа относились к нему очень плохо. Пророк ﷺ был сильно побит камнями, настолько, что все его тело было в крови, а его обувь пропиталась его собственной кровью. Поэтому, то, что Иисус (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что он даст кровь или станет искуплением для своего народа, это может означать, что он был готов пожертвовать всем, чтобы люди могли узнать от него истину и спастись, следуя его учению. Эта интерпретация согласуется с жертвами всех предыдущих пророков.
В Евангелиях есть еще несколько стихов, которые также используются христианами как свидетельство того, что Иисус (мир ему) учил спасению через веру в его смерть и воскресение. Но когда мы по настоящему анализируем эти стихи, мы обнаруживаем, что они не учат этой доктрине каким-либо явным образом.
Наше мнение состоит в том, что люди видят в этих стихах «искупление», потому что они уже верят в это учение. Даже самые слабые связи заставляют их думать, что эти стихи действительно учат тому, во что они уже верят. Возможно, этот вывод имеет какое-то отношение к тому, что называется силой внушения.
Второе пришествие Иисуса
Ислам учит, что Иисус (мир ему) не умер на кресте, но что он был поднят на небо живым. Он снова вернется и будет жить нормальной жизнью, а затем умрет. Цель его второго пришествия — прежде всего установление справедливости на земле и убийство антихриста.
“О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.” [Благородный Коран 4:158]
“Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него (Ису или Мухаммада) до его смерти (до смерти Иисуса или до своей смерти), а в День воскресения он будет свидетелем против них.” [Благородный Коран 4:159]
“Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях.” [Благородный Коран 3:55]
В Коране не говорится о втором пришествии Иисуса (мир ему), но по этому поводу есть много высказываний Мухаммада ﷺ.
Передано от Абу Хурайры: Посланник Аллаха сказал:
«Не придет Судный день, пока сын Марии (то есть Иисус) не придет к вам как справедливый правитель, он сломает крест, убьет свиней и отменит налог джизья. Деньги будут в изобилии, так что никто не примет их (как милостыню).» [Сахих Бухари]
Передано от Абу Хурайры: Пророк ﷺ сказал:
Нет пророка между мной и им, то есть Иисусом (мир ему). Он придет вновь, и когда вы увидите его, вы его узнаете Он человек среднего роста, румяного цвета (лица). На нем будут два платья, а его волосы будут выглядеть влажными. Он будет бороться с людьми за дело Ислама. Он сломает крест, убьет свиней и отменит джизью. Аллах завершит всякую религию и секту, кроме Ислама, и уничтожит Антихриста. Иисус будет жить на земле сорок лет, а затем он умрет. Мусульмане будут молиться над ним. [Сунан Абу Дауд]
Посланника Аллаха (ﷺ) сказал,
“Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, сын Марии (Иисус) скоро спустится к вам (мусульманам) как справедливый правитель, и разобьет крест, и убьет свинью, и отменит джизья (налог, взимаемый с немусульман, которые находятся под защитой мусульманского правительства). Тогда будет изобилие денег, и никто не будет принимать благотворительные дары, и один земной поклон (в молитве) перед Аллахом будет лучше всего мира и того что в нем”. [Бухари]
Из приведенного выше обсуждения должно быть ясно, что мусульмане верят, что Иисус (мир ему) вернется снова до Судного дня.