Home Вопросы Семья Что Ислам говорит о матерях?

Что Ислам говорит о матерях?

Что Ислам говорит о матерях

Сегодня новое поколение проявляют меньше уважения к пожилым людям, особенно к родителям. Каков статус родителей, особенно матери, в исламе?


Одна из самых убедительных вещей относительно Ислама — отношение к женщинам в целом, и особенно высокое положение матерей в Исламе.

Среди самых ярких примеров почитания женщины в Исламе — это великий статус матери в Исламе. Ислам повелевает доброту, уважение и послушание родителям и особо подчеркивает и отдает предпочтение матери, как показано в этой статье. Ислам поднимает родителей до статуса, большего, чем в любой другой религии или идеологии.

Повеление быть добрыми к родителям, начинается прямо в Коране. Аллах говорит:

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям …» [Благородный Коран 4:36]

Упоминание служения родителям следует сразу после служения Богу. Это повторяется по всему Корану:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»» [Благородный Коран 17:23-24]

Великий ученый, Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи разъясняет:

матери«Быть добрыми к родителям — подчиняться им, когда они приказывают вам что-то делать, если только это не то, что запретил Аллах; отдавать приоритет их распоряжениям перед добровольным поклонением; воздерживаться от того, что они запрещают вам делать; обеспечивать их; служить им; подходить к ним с мягким смирением и милосердием; не поднимать свой голос перед ними; и не задерживать свой взгляд на них; ни называть их по именам; и быть терпеливым с ними.» (Ибн аль-Джаузи, Бирр аль-Валидейн)

В Коране подчеркивается великая борьба, которую мать переживает за своего ребенка, чтобы показать необходимость отвечать взаимностью на жертвы своих родителей:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.» [Благородный Коран 31:14]

{и к вашим родителям} означает, будьте добры к своим родителям, проявите им свою любовь, привязанность и благочестие, как словами, так и делами. Относитесь к ним с нежным смирением, обеспечивайте их, и никогда не причиняйте им вреда ни словами, ни физически.

Почему мы должны хорошо относиться к родителям?

Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве ж человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?» (Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан)

Коран повторяет упоминание о борьбе матери в еще одном отрывке:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — один из мусульман»» [Благородный Коран 46:15]

У матери больше прав, чем у отца

В отношении этого аята покойный великий муфтий Пакистана Шейх Мухаммад Шафи писал:

матери1Хотя первая часть этого аята — это повеление делать добро обоим родителям, вторая часть относится только к трудностям, которые испытывает мать, потому что они неизбежны, и ни один ребенок не может родиться без них. Каждая мать должна пройти через тяготы беременности и тяжелые боли. В отличие от этого, отцу не нужно обязательно испытывать трудности в воспитании и обучении ребенка, если он может позволить себе заплатить кому-то еще за эти услуги. Вот почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал больше прав матери, чем кому-либо другому. Согласно хадису, он сказал:

«Делай добро и служи своей матери, затем своей матери, затем своему отцу, затем близким родственникам, а затем тем, кто идет далее после них.» [Мазари]

«беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев» [Благородный Коран 46:15]

В этом предложении также описываются трудности, понесенные матерью ради своего ребенка. Оно указывает на то, что даже после страданий от тягот во время беременности и тяжелых родовых болей, мать не получает передышки от тягот, потому что естественная пища младенцев находится в ее груди, и ей приходится их кормить.

Служите своей матери, затем своей матери, затем своей матери и затем своему отцу

Пророк Мухаммад ﷺ постоянно напоминал своим последователям о статусе матери и обязанности быть добрыми к своим родителям. Следующее повествование — прекрасный пример благородного положения матери:

«(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” — (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”» (Сахих Бухари, 5971 и Сахих Муслим, 7/2)

матерей2Комментируя этот хадис, шейх Мухаммад Али аль-Хашими замечает:

Этот хадис подтверждает, что Пророк ﷺ отдал предпочтение благожелательному обращению с матерью перед благожелательным отношением к отцу (Аль-Хашими, Идеальная мусульманка, IIPH 2005, стр. 165)

Поэтому, требуется, чтобы матери давали в три раза больше доброты и хорошего отношения, чем отцу. (Маджму ‘Фатавва ва Макалят Мутанавва)

Он также пишет: Секрет ее важности кроется в огромном бремени и ответственности, которые возлагаются на нее, и в трудностях, которые ей приходится испытывать — ответственность и трудности, некоторых их которых не испытывает ни один мужчина. Вот почему одно из самых важных обязательств человека — проявлять благодарность матери, доброту и хорошее общение с ней. И в этом вопросе ей должно быть отдано преимущество над отцом. […] И я не сомневаюсь, что моя мать — да одарит ее Аллах Своею милостью — оказала огромное влияние на меня, поощряя меня учиться; и она помогала мне в этом. Пусть Аллах значительно увеличит ее награду и вознаградит ее лучшими наградами за то, что она сделала для меня. (Маджму ‘Фатавва ва Макалят Мутанаввиа)

Рай — под ногами матерей

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал в знаменитом хадисе:

«Рай — под ногами матерей»

матерей3Что может быть большим доказательством почитания женщин, чем это?

Ислам фактически поместил конечную награду для людей в их преданность своим матерям. Шейх Ибрагим ибн Салих аль-Махмуд пишет: Обращайтесь с матерью самым лучшим образом, затем с отцом; потому что рай находится под ногами матери. Никогда не ослушайтесь своих родителей и не сердитесь на них, иначе вы будете жить жалкой жизнью в этом мире и в будущем, и ваши дети будут относиться к вам также. Спрашивайте родителей мягко, если вам что-то нужно. Всегда благодарите их, если они дадут это вам, и прощайте их, если они этого не сделают, и никогда не настаивайте на этом, если они откажутся вам дать что-то. (Аль-Махмуд, Как быть добрым к родителям, стр.40)

Передается от Тальхи ибн Муавии ас-Салами, который сказал:

Я пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад на пути Аллаха. Он спросил: «Жива ли твоя мать?». Я ответил: «Да». Затем Пророк сказал: «Цепляйся за ее ноги, потому что там рай здесь» [ат-Табарани]

Шейх Низам Саккиджиха комментирует:

«Цепляйся за ее ноги означает подчиняйся ей, будь рядом с ней, защищай ее, служи ей, потому что в этом Рай и с ее довольством ты насладишься благословениями Аллаха.» [Саккиджиха, «Почитание родителей», стр. 52]

Пророк Мухаммад ﷺ показал нам важность служения родителям в следующем хадисе, который передает Абдуллах ибн Масуд:

«(Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Великий и Всемогущий Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Джихад на пути Аллаха”».[Сахих Бухари, Сахих Муслим]”

Ослушание родителей — один из величайших грехов

Подобно тому, как Пророк ﷺ сказал, что доброта к родителям была из лучших дел, он также сказал, что непослушание им было одним из главных грехов:

«Самые тяжкие грехи это придавать Аллаху сотоварищей, проявлять непочтительность по отношению к родителям, убивать душу, запрещенную Аллахом и лжесвидетельствовать» [Сахих Бухари]

мусульманские ученые продолжали подчеркивать важность покорности своей матери

Даже после Пророка Мухаммад ﷺ, мусульманские ученые продолжали подчеркивать важность покорности своей матери. Изучая поведение и учение ранних мусульманских ученых, можно увидеть, как непосредственные получатели исламского послания понимали повеление подчиняться родителям. Их поведение по отношению к родителям показывает мусульманам, как надо реализовать учение Пророка ﷺ о почитании родителей.

матерей4

Абдуллах ибн Аббас, сподвижник Пророка ﷺ и великий ученый Ислама, считали доброе обращение с матерью наилучшим делом для укрепления или исправления своих отношений с Богом. Он сказал:

«Я не знаю более великого деяния приближающего к Всевышнему Аллаху, чем благочестие по отношению к матери». [Аль-Адаб аль-Муфрад Бухари 1/45]

Еще более весомый пример можно найти в словах другого сподвижника Пророка Абдуллаха ибн Умара, который также был великим ученым Ислама. Передается, что:

Абдулла ибн Умар увидел однажды, как человек из Йемена совершал таваф (обход вокруг Каабы), неся свою мать на спине. Этот человек сказал Абдуллаху ибн Умару: «— Поистине, для матери я верблюдом буду смиренным,
И если утомится верблюд, я не буду утомленным. Затем этот мужчина сказал: «О Ибн ‘Умар! Скажи мне, возместил ли я права своей матери?» Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Нет! Ты не возместил даже один стон своей матери (во время родов)!»» [Аль-Адаб аль-Муфрад Бухари 1/62]

матерей5СубханаЛлах! (Пречист Аллах)! Усилия человека, который несет свою мать на спине во время совершения тавафа, не могут возместить матери даже один ее стон ради него. Поистине мудрым был ответ Ибн Умара этому человеку, чтобы показать ему, насколько он обязан своей матери. Такова огромная ценность и престижное положение матерей в Исламе!

Еще один пример можно найти в следующем пророчестве пророка Мухаммада ﷺ:

Придет к вам с подкреплением из Йемена человек, которого зовут Увайс ибн Амир из клана Мурида из племени Каран. У него была проказа, но он излечился от нее, за исключением пятна размером с монету. У него есть мать, и он всегда относился к ней с добротой и уважением. Если он молится Аллаху, Аллах исполняет свое желание. Если вы можете попросить его молиться о прощении за вас, тогда сделайте это. [Сахих Муслим, 16/95]

Действительно, позднее Умар ибн аль-Хаттаб встретил Увайса, который был точно таким, как пророк его описал, и по просьбе Умара Увайс помолился за него. Комментируя этот хадис, шейх Мухаммад Али Аль-Хашими пишет: «Насколько высокого статуса Увайс достиг в силу своей доброты и уважения к матери, раз Пророк рекомендовал своим сахабам [сподвижникам] искать его и просить его помолиться за них! Все это указывает на высокий статус, на который Ислам возвысил положение материнства, и с учетом приоритета матери над отцом. В то же время Ислам придает большое значение обоим родителям и предписывает доброту и уважение к обоим. (Аль-Хашими, «Идеальная мусульманка», IIPH 2005, стр. 167)

Не ослушайся матери

Настолько большим был исламский акцент на родителях, что мусульмане считали служении своей матери прекрасной возможностью достичь рая. Ийас ибн Муавия был известным исламским ученым из второго поколения мусульман. Когда его мать умерла, Ийас ибн Муавия зарыдал. Его спросили: «Почему ты плачешь?» Он сказал: «Раньше у меня было двое врат входа в Рай, теперь один из них закрыт».

Зайн аль-Абидин был правнуком Пророка Мухаммада ﷺ, а также известным ученым. Он относился к своей матери с огромной добротой и любовью, как видно из следующего рассказа:

матерей6Однажды его спросили: «Ты самый добрый человек к своей матери, но мы никогда не видели, как ты ешь с ней из одного блюда». Он ответил: «Я боюсь, что моя рука возьмет то, на что ее глаза уже упали в блюде, а потому я ослушаюсь ее». [Ат-Тартуши, Бирр аль-Валидейн]

Другими словами, он настолько остерегался того, чтобы не слушаться своей матери, что даже избегал есть из той же тарелки, что и она. Он думал, что она увидит кусочек и захочет взять его, но прежде чем она это сделает, он мог бы неосознанно взять тот самый кусочек и съесть его.

Вот как тщательно он повиновался своей матери в мельчайших подробностях.

Другого раннего исламского ученого Саида ибн аль-Мусайиба спросили о значении аята Корана «и обращайся к ним почтительно» (17:23).

Саид ибн аль-Мусайиб ответил:

«Это означает, что вы должны обращаться к ним, как слуга обращается к своему хозяину.»

Мухаммад ибн Сирин говорил с матерью очень мягким голосом из уважения к ней. Его также часто видели в обществе его матери и ухаживающим за ней. (Ибн аль-Джаузи, Бирр аль-Валидейн)

Все вышесказанное указывает, как статус матерей — и, следовательно, женщин — возвышается до высшего положение в Исламе. Почесть, которую Ислам оказывает матери, находится далеко за пределами того, что существует в любой другой религии, идеологии или культуре. Это явное доказательство высокого статуса мусульманских женщин.

Load More Related Articles
Comments are closed.

Check Also

Британский посол принимает ислам и совершает хадж

Долина Мина: Среди 19 000 британских паломников, исполняющих ритуал Хаджа в этом году был …