Равенство мужчин и женщин в Исламе и их взаимодополняющий характер
В каком-то смысле равенство между мужчинами и женщинами возможно и разумно, потому что оба они являются людьми, с похожими душами, мозгами, сердцами, легкими, конечностями и т. д. В другом же смысле равенство между мужчинами и женщинами невозможно и абсурдно из-за их естественных различий в физических, умственных, эмоциональных и психологических качествах, склонностях и способностях. Между этими двумя крайностями мы должны идти, чтобы понять, как они равны, и как они дополняют друг друга.
Если полное равенство между всеми членами одного пола невозможно из-за естественных различий в силе и других качествах, независимо от того, является ли пол мужским или женским, то оно совершенно невозможно между двумя полами. Всемогущий Аллах говорит в Священном Коране:
“Мы сотворили все сущее парами, — быть может, вы помяните назидание” [Благородный Коран 51:49]
Даже атомы демонстрируют это двойственное качество с взаимосвязанной и взаимодополняющей ролью положительных и отрицательных частиц и ионов, но каждая из них является неотъемлемой частью всей системы так называемой двоичной основы всей жизни. У большинства живых существ есть мужской и женской пол для размножения. Как учит нас наука о биологии, все млекопитающие имеют сходные черты в своих молекулярных и железистых структурах, которые определяют различия по признаку пола. Эти основные физические, психологические и сексуальные черты оказывают определенное влияние на другие сферы жизни.
Это естественно для мужчины — нуждаться и искать удовлетворение в женщине, а женщине в мужчине, поскольку они созданы друг от друга и друг для друга. Оба они неразрывно связаны друг с другом. Они также не могут найти удовлетворения, кроме случаев, когда они находятся в обществе другого, законного и почетного помощника и супруга, как говорит Аллах (Вседержитель) в своей Величественной книге, Коране:
“О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.” [Благородный Коран 49:13]
Во многих случаях Ислам относится к женщинам также, как к мужчинам. Некоторые из примеров таких случаев них приведены ниже. В следующих разделах мы расширим эти темы в различных контекстах всей книги.
1) Равенство с базовой человеческой точки зрения
И мужчины, и женщины равны с точки зрения их человечности. Ислам не классифицирует женщин, например, как источник зла в мире, из-за какого-то первородного греха, из-за которого Адам (мир ему) был изгнан из рая, или который стал причиной зла в мире, некого ящика Пандоры всех пороков, как учат другие религиозные доктрины и басни. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
“О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих” [Благородный Коран 4:1]
Также Аллах говорит в Священном Коране:
“Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра? Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину. Неужели Он не способен воскресить мертвых?” [Благородный Коран 75:36-40]
Аллах показал в этих аятах, что Он создал оба пола из одного источника. Нет никакой разницы между двумя полами с точки зрения человеческой квалификации, и каждый из них дополняет другой как два типа этого вида. Ислам отменил и упразднил все предыдущие несправедливые законы, принижавшие положение женщин как низших существ по качеству и природе.
Пророк Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, женщины — половины мужчин» [Абу Дауд]
2) Равенство в религиозных обязанностях
Равные религиозные обязанности и ритуалы требуются как от женщин, так и от мужчин. Свидетельство веры (шахада), Молитва (салят), обязательная милостыня (закят), пост (саум) и паломничество (хадж) — одинаково обязательны для обоих полов. В некоторых случаях требования к женщинам немного облегчаются, в особых случаях затруднений. Например, принимая во внимание ее здоровье и физическое состояние, женщины в состоянии менструаций или послеродового кровотечения освобождаются от обязанности молитв и поста. Она должна возмещать дни поста, упущенные из-за менструации и постродового кровотечения, но не молитвы, поскольку это было бы слишком обременительным.
3) Равенство в награде и наказании
Как мужчины так и женщины получают одинаковую награду за послушание и наказание за непослушание в этом мире и в будущей жизни. Как говорит Аллах в Священном Коране:
“Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали.” [Благородный Коран 16:97]
И также Преславный Господь говорит:
“Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду.” [Благородный Коран 33:35]
4) Равенство в сохранении чести и достоинства
Женщины имеют те же моральные обязательства и такие же общие права, как и мужчины — на соблюдение целомудрия, честности и личного достоинства, уважения и т. д. Не допускаются двойные стандарты. Например, те, кто ложно обвиняют целомудренную женщину в прелюбодеянии или блуде, публично наказываются, также, как если бы оклеветали мужчину. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
“Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами” [Благородный Коран 24:4]
5) Равенство в финансовых сделках и собственности
Женщины равны в том, что касается права участвовать в финансовых сделках и собственности. Согласно исламскому праву, женщины могут владеть, покупать, продавать и совершать какие-либо финансовые операции без необходимости опеки и без каких-либо ограничений, — это ситуация, которая неслыханна во многих обществах до наших дней.
6) Лучший из вас тот, кто лучше относится к своим женщинам.
Ислам указывает на то, что человек, который уважает, почитает и обращается с женщинами справедливо и целостно, обладает здравой и праведной личностью, тогда как человек, который плохо с ними обращается, является неправедным и неуважаемым человеком. Пророк Аллаха ﷺ сказал:
Самый совершенный верующий — лучший в своем нраве, а лучший из вас тот, кто лучше относится к своим женщинам. [Тирмизи]
7) Равенство в образовании и воспитании
Ислам дает женщинам такие же права, как и у мужчин, с точки зрения образования и совершенствования. Пророк Аллаха ﷺ сказал, как сообщается и подтверждается учеными хадисоведами
Поиск знания обязателен для каждого мусульманина и каждой мусульманки (то есть, для мужчин и женщин). [Ибн Маджа]
Мусульманские ученые коллективно согласились с тем, что слово «мусульмане», употребляемое в откровенных писаниях, включает как мужчин, так и женщин, как мы указали. Таким образом, Ислам дает женщинам такое же право на образование, чтобы понимать религиозные и социальные обязательства, и обязывает их обоих воспитывать своих детей наилучшим образом в соответствии с правильным исламским руководством. Конечно, женщины имеют определенные обязательства по воспитанию своих детей, соразмерные их способностям, а у мужчин есть дополнительные обязательства по финансированию, защите и поддержанию семьи, в соответствии с их дополнительными обязанностями в семье.
Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто заботится о двух дочерях, пока они не достигнут половой зрелости, тот придет вместе со мной в День воскресения таким образом». Посланник Аллаха ﷺ сложил два пальца вместе, чтобы проиллюстрировать эту близость.. [Муслим]
О женщинах-рабынях, Пророк Аллаха ﷺ сказал:
«Тот, у кого есть ребенок от нее (под его опекой от рабства), и кто обучает ее лучшему поведению, хорошо учит ее, а затем освобождает и женится на ней, тот получит двойную награду.» [Бухари и Муслим]
8) Равенство в социальной ответственности
Мужчины и женщины имеют схожие обязанности и ответственность по реформированию и исправлению общества в меру своих возможностей. Мужчины и женщины берут на себя ответственность повелевать добро и запрещать зло в равной степени, так как Всевышний Аллах говорит в Коране:
(Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый.) [Благородный Коран 9:71]
9) Право на получение справедливой доли имущества
Мужчины и женщины устанавливают и определяют права на получение своей справедливой доли имущества, точно так же, как они обязаны давать закят (обязательную милостыню) в соответствии с установленным расчетом. Все мусульманские ученые единодушно согласны с этим. У женщины есть своя доля в наследстве, о чем будет рассказано более подробно позже, что было немыслимым во многих обществах.
Аллах Всемогущий говорит:
“Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел” [Благородный Коран 4:7]
10) Женщина, как мужчина, может дать кому-либо право искать убежище и безопасность среди мусульман
Всевышний Аллах говорит:
“Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — невежественные люди.” [Благородный Коран 9:6]
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«И защита мусульман едина, и наименьший из них может дать защиту; и тот, кто узурпирует право мусульманина, тогда проклятие Аллаха и Его ангелов и всех людей на нем, и от него не будет принято никакого покаяния или выкупа». [Бухари]
Это также подтверждается знаменитой историей Умм Хани («Мать Хани»), когда она защищала многобожника, искавшего убежища у нее в день завоевания Мекки, после того, как ее родственник угрожал убить этого человека (из-за прошлой вражды), так что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Мы защищаем и даем убежище тому, кому ты даешь убежище, Умм Хани». [Бухари]
Это лишь некоторые из прав, упомянутых здесь в качестве примеров в обобщенном виде, чтобы указать на всеобъемлющий характер исламской юриспруденции.